Руководство основателя стартапа

Как за 18 шагов сделать свой продукт популярным
Буду честен, я понятия не имею как гарантировано сделать продукт популярным, а компанию миллиардной. Но, стоит признать, этого не знает даже Джеф Безос или Дональд Трамп. Если вы будете следовать их советам, не рассчитывайте на гарантированный успех.

В этой главе мы рассмотрим ошибки, которые убивают проект. Если вы сможете их избежать – ваши шансы на успех сильно вырастут.

Запомнить: маркетинг, особенно в стартапе, это не PR, лендинги и реклама в соцсетях – это поиск клиентского сегмента, готового платить вам за решение большой проблемы.
Ошибка №1
строить стартап на падающем или стагнирующем рынке
Большинство удачных проектов построены не самыми умными или усидчивыми ребятами. Большинству сильно фартануло и на удаче они взлетели очень высоко.

Удача – штука непонятная и непредсказуемая, но чтобы она вам улыбнулась, как минимум, не сопротивляйтесь. Не нужно пытаться строить бизнес на падающем рынке или создавать продукт, который никому не нужен.

Фартовые проекты вовремя зашли на рынок и росли вместе с ним. Это, пожалуй, самый важный урок, который я вынес для себя за последний год.
Ошибка №2
масштабировать продажи раньше времени
Эта ошибка заняла второе место в моем списке, хотя встречается даже чаще. С одной стороны стартап должен расти быстро, иначе у него закончатся деньги. С другой – это правило справедливо только тогда, когда вы знаете почему у вас покупают и можете этим управлять.

Обычно, после парочки продаж принимается решение выделить рекламный бюджет, чтобы быстрее привлекать клиентов. Больше клиентов = больше продаж, больше продаж = больше выручка, больше выручка = больше шансов получить прибыль.

Звучит логично? Да.

Как на самом деле. Вы вкладываете рекламный бюджет и сливаете его в пустую, потому как не знаете:

  • какой сегмент покупает
  • какую проблему они пытаются решить
  • какую ценность они покупают
Как понять, что вы уже готовы?
Последовательно пройти все шаги перед активным запуском, подробно разобрали все во второй главе.
Ошибка №3
вкладывать деньги в разработку до первых продаж
На эти "грабли" предприниматели наступают постоянно, даже если уже теряли на этом деньги. Я не исключение, до сих пор не понимаю почему это со мной происходит.

В 2020 году движение "no-code" начало набирать популярность, чтобы не тратить время, деньги и выделять опционы в компании попробуйте доказать ценность продукта на уже готовых сервисах.

  • Tilda, PlatformaLp и другие – создать лендинг, личный кабинет и простая CRM
  • Mailchimp, MailerLite и другие – подготовить email-рассылку
  • Figma – разработать дизайн и кликабельный прототип
  • Zapier, Albato – автоматизировать бизнес-процессы, настроить интеграции
  • AirTable, Notion и другие – таблицы и визуальная база данных
  • Chatforma, Textback – создать ботов
  • Glide – разработать мобильных приложений из готовых таблиц
  • Bubble для создания более продвинутый и функциональных продуктов
Ошибка №4
продавать продукт вместо ценности
Когда мы запустили платформу Getviral – мы продавали виджет для проведения конкурса на сайте. Чтобы выиграть, нужно привести на сайт как можно больше своих друзей. Средний участник конкурса приводил 11 своих друзей на сайт, один из которых регистрировался в конкурсе или выполнял целевое действие на сайте: покупал или оформлял заявку.

Но продажи шли туго, предприниматели и маркетологи не понимали ценности такого продукта. Спустя нескольких десятков таких отказов мы узнали, что именно им может быть интересно и переупаковали продукт под эту цель. Так Getviral стал сервисом для проведения конкурсов в социальных сетях и мы быстро стали популярными – больше 40 000 конкурсов за 9 месяцев были проведены на нашей платформе.

Звучит как история успеха?
Нет. Мы допустили следующую ошибку, еще более досадную.
Ошибка №5
продукт решает проблему за которую не готовы платить
Сервис очень быстро набирал обороты без вложений в рекламу. Нам удалось создать продукт по формуле Product-led, когда старые пользователи приводили новых и продвигали наш продукт еще быстрее.

Мы решили сделать часть функционала платным, чтобы монетизировать трафик. В тот момент мне казалось, что мы нащупали что-то гениальное.

Спустя несколько экспериментов с ценами, условиями, ограничением функционала и кучей других продуктовых гипотез мы заработали 35 000 рублей и поняли, что аудитория не готова платить за продукт.

Причина была простой: мы не решали острую проблему пользователя, мы стали дополнительным прикольным инструментом без которого можно легко обойтись.

Нагрузка на сервис росла, нам стали чаще писать в техподдержку и мы поняли, что не готовы работать просто так и пустили проект на самотек. Спустя год getviral преобразовался в блог, который вы сейчас читаете.

Если проблема, которую решает ваш продукт не доставляет дискомфорта и не находится в ТОП-3 острых проблем у вашей целевой аудитории – продажи будут не системными и очень тяжелыми.
Ошибка №6
Пытаться продавать продукт дешевле конкурентов и быть лучше "по соотношению цена/качество"
Мой текущий проект marquiz.ru – самый крупный конструктор квиз-опросов для малого бизнеса. Будучи Head of Growth нам с командой удалось создать самый популярный сервис в этой нише на русском языке. Как только ты становишься популярным, тебя начинают копировать – это нормально.

Конкуренты копируют один в один сам продукт и лендинг, меняют название и цвет, ставят тарифы дешевле и ждут, когда клиенты отвернуться от нас и уйдут к ним. Такая стратегия обречена на провал. Из десятков клонов живы сейчас 2-3 и им не повезло еще меньше.

Когда вы выходите на рынок и опускаете ценник вы расставляете себе ловушки:

  • вы зарабатываете меньше и не можете развиваться также быстро, как игрок подороже;
  • вы привлекаете аудиторию, которая не готова платить много и долго, часто отток в таких продуктах выше "оригинала"
  • меньше денег = меньше ценности в глазах аудитории, чем вы лучше оригинального сервиса?
  • меньше денег не позволяют вам привлекать на рынке профессионалов в команду, вы вынуждены работать самостоятельно и скатываетесь в ловушку самозанятости.

Определите, чем вы лучше конкурентов. На самом деле, таких отличий может быть только 3:

решаете проблему в 10 раз быстрее
решаете проблему в 10 раз дешевле
даете в 10 раз больше ценности за те же деньги

Забудьте формулировку: лучше или оптимально по соотношению цена/качество. Для клиентов это значит, что можно найти дешевле или качественнее, а вы просто посредственность, которую лучше обойти стороной.

Кстати, именно в этом среднем сегменте находится больше всего игроков с такой же плохой фантазией: минимальной маржой и дикой конкуренцией.

Во второй и третьей главах научимся находить эту "лучшесть" среди прямых и альтернативных конкурентов.
Ошибка №7
не уметь рассказывать о продукте
Будь-то презентация перед инвестором, клиентом, рассказ чем вы занимаетесь своим знакомым или лендинг – вам нужно научиться объяснять о своем продукте так, чтобы это было понятно.

  • понятно, какую проблему решает
  • понятно, для кого актуален
  • понятно, что из себя представляет продукт
  • понятно, чем лучше аналогов
  • понятно, что делать дальше.

Забудьте о таких штампах в описании:

  • индивидуальный подход
  • 100% качество
  • команда профессионалов
  • выгодные условия или цены.

Объясняйте о продукте на языке клиента, используйте фразы из его лексикона.
Получи доступ к оставшимся главам
Открой доступ к закрытому контенту, чтобы сделать свой продукт популярным.
Click to order
Ваш заказ
Total: